АЛГОРИТМ
действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению
- Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется в пределах компетенции работниками учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел (далее – субъекты профилактики):
при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому;
при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений граждан;
медицинскими работниками – при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения;
педагогическими работниками – при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) о склонности к суицидоопасному поведению;
педагогами-психологами учреждений образования – при проведении психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся; работниками органов внутренних дел – при совершении несовершеннолетними противоправных действий.
- К категории несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, следует относить несовершеннолетних:
совершивших попытку суицида;
имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны);
демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные); переживающих тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери);
находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.));
имеющих признаки депрессивного расстройства.
- При выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, субъекты профилактики в течение 1 дня информируют законных представителей несовершеннолетнего о возможностях:
получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования, специализированной помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической) в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер антивирусного программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
- Субъекты профилактики при выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных представителей несовершеннолетнего в течение 1 рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.
Информация должна в обязательном порядке содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, проявления суицидоопасного поведения, предпринятые меры.
5. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.
6. В случае выявления несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, либо получения соответствующей информации:
6.1. работники учреждения образования в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации предлагают законным представителям и несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования; в случае согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования;
6.2. работники учреждения здравоохранения в день обращения несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения обеспечивают организацию и оказание ему специализированной медицинской помощи; передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15–17 лет в районные военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетних.
7. Работники территориальных органов внутренних дел:
7.1. обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего при оказании ему медицинской помощи медицинским работником в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц;
7.2. оказывают помощь законным представителям несовершеннолетнего в доставке его в учреждение здравоохранения, оказывающее психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации его осмотра врачом-специалистом в области оказания психиатрической помощи.
Памятка
для классных руководителей
по профилактике и предупреждению суицидальных рисков
среди несовершеннолетних
Классным руководителям необходимо:
- Создать психологически безопасную и комфортную среду в классе.
- Осуществлять раннюю профилактику социальной дезадаптации обучающихся.
- Своевременно выявлять кризисные ситуации, оказывать педагогическую поддержку подросткам в трудной жизненной ситуации.
- Формировать культуру здорового образа жизни, ценностные ориентации, навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, укреплять психическое здоровье несовершеннолетних.
- Развивать коммуникативные способности у обучающихся.
- Для проведения мероприятий выбирать тематику позитивной направленности и жизнеутверждающей позиции, привлекать специалистов СППС, здравоохранения, органов внутренних дел, представителей общественных организаций.
- Информировать специалистов СППС о случаях вовлечения несовершеннолетних в активные деструктивные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент.
- Оказывать своевременную, эффективную помощь обучающимся имеющим трудности социализации, в общении со сверстниками, конфликтные взаимоотношения с родителями, обратив особое внимание на изолированных обучающихся в классе.
- Вовлекать обучающихся в социально полезную работу, в деятельность органов ученического самоуправления.
- Организовывать работу информационных групп из числа обучающихся по принципу «равный обучает равного».
- Привлекать обучающихся для участия в волонтёрской деятельности.
- Формировать жизнеутверждающие установки у обучающихся подросткового возраста.
- В работе с подростками использовать такие формы работы как: беседа, тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, сочинения, семинары, обсуждение и анализ поведения в экстремальной жизненной ситуации, встреча с человеком, успешно преодолевшим жизненные трудности, обсуждение примеров жизненной стойкости известных людей, мозговой штурм и другие.
- Формировать адаптивные копинг-стратегии и проблемно-разрешающее поведение.
- Формировать у обучающихся зрелую жизненную позицию, помочь им в осознании своей жизни как главной ценности, оказывать поддержку в планировании и структурировании собственной жизни, оказывать содействие в понимании своих истинных целей и ценностей.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Актуальным направлением работы учреждений образования Республики Беларусь в современных условиях является профилактика суицидального поведения несовершеннолетних и недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры.
Исследования показывают, что большинство всех самоубийств и суицидальных попыток несовершеннолетних связано с дезадаптацией, семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, неуспешностью, проблемами со здоровьем.
Профилактика суицидов среди несовершеннолетних является предметом особого внимания Правительства Республики Беларусь, носит межведомственный характер и является составной частью повышения демографической безопасности государства.
Уважаемые родители!
Вы можете обезопасить детей от вовлечения в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент следуя следующим рекомендациям:
- Нужно иметь запас больших и маленьких
праздников, которые будут создавать «Зону радости», основу вашего с ребёнком доброжелательного общения, и залог бесконфликтной дисциплины.
- Не допускайте вредных привычек у детей.
- Доминирующие на рынке коммерческие игры
западного производства культивируют агрессивно-индивидуальную мораль. Незрелая, неразвитая личность может реализовать агрессивные импульсы уже не в игре, а в жизни.
- Поддерживайте эмоциональный контакт с детьми.
- Внимательно относитесь к состоянию и желаниям детей.
- Проявляйте терпение к негативным сторонам поведения детей.
- Обучайте детей навыкам разрешения конфликтных ситуаций.
-
Сигналы,
на которые необходимо обратить внимание:
- Резкое снижение школьной успеваемости, отказ посещать школу;
- упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев);
- нарушение прав других людей;
- частые и необъяснимые вспышки гнева,
-
падение настроения;
- продолжительный страх находиться одному, постоянные ночные кошмары, расстройства сна;
- непоседливость (если раньше этого не было);
- множественные жалобы на физические недуги;
- употребление алкоголя или наркотиков;
- воровство, половая распущенность, вандализм, противоправное поведение;
- затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами.
-
Будьте счастливы вы
и пусть будут счастливы ваши дети!
Государственное учреждение образования
«Гимназия г. Житковичи имени А.А. Лихоты»