УСТАВ КЛУБА
«Семья»
1. Общие положения
¬ Клуб «Семья» является добровольным объединением и существует при Государственном учреждении образования «Гимназия г. Житковичи».
¬ В своей практической деятельности клуб руководствуется законодательными актами Республики Беларусь, директивными и руководящими материалами Министерства образования РБ, а также администрации гимназии.
¬ Вся деятельность клуба осуществляется в свободное от работы и учебы время.
¬ Клуб способствует утверждению здорового образа жизни в семье, развитию общественно-политической грамотности и активности, организации досуга.
2. Основные цели и задачи клуба «Семья»
¬ Клуб «Семья» является центром воспитания здорового образа жизни в семье.
¬ Составной частью работы клуба является воспитание детей как всесторонне развитой личности, так и граждан своей страны.
¬ Воспитание молодежи неразрывно связано с самой жизнью, с изменениями, происходящими в экономической и политической обстановке.
¬ Основная цель – воспитание здорового образа жизни в семье.
¬ Основные задачи:
- привлечение подростков к активному, организованному отдыху на основе взаимного общения ученик-ученик, ученик-родитель;
- оказать содействие в воспитании высоких художественных вкусов членов семей, умение ориентироваться в событиях сегодняшнего дня и умению противостоять вредным привычкам;
- организация интересных и полезных встреч со специалистами в образовании, медицине, работниками силовых структур т.д.
3. Членство в клубе
Членом клуба «Семья» может стать любая семья, чьи дети обучаются в гимназии, независимо от статуса и положения.
4. Член клуба обязан
¬ Принимать активное участие во всех мероприятиях.
¬ Приходить на мероприятия опрятно одетыми и в трезвом виде.
¬ Вести себя на мероприятиях в соответствии с общепринятыми нормами поведения в обществе.
¬ Соблюдать законодательство РБ и Устав гимназии.
5. Член клуба имеет право
¬ Вносить свои предложения по форме проведения мероприятий.
¬ Принимать активное участие в подготовке и проведении встреч.
¬ Обмениваться мнениями.
¬ Получить помощь в поиске специалистов для индивидуальных и групповых консультаций.
6. Построение клуба
¬ Руководство клубом осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
¬ Непосредственную деятельность клуба осуществляют специалисты социально-психологической службы гимназии.
¬ Посильную помощь в деятельности клуба оказывают члены общегимназического родительского комитета.
Программа деятельности клуба «Семья»
1. Описание программы.
1.1 Введение.
Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителей в выполнении ими функции воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей, склонных к асоциальной деятельности или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту.
Необходимость работы по воспитанию родителей основана на результатах социально-психологического исследования. Выявлено, что существует потребность родителей в поддержке специалистов; потребность детей в понимании родителей (их педагогической и психологической образованности); существует взаимосвязь между качеством семейного воспитания и социальными проблемами.
1.2 Цели и задачи программы:
Цель: оказание профессиональной социально-психологической, психологической, правовой помощи семьям.
Задачи:
- Создание условий для реализации права ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие.
-Оказание комплексной помощи родителям в освоении необходимых знаний и навыков для осуществления семейного воспитания.
-Создание условий для формирования у родителей уверенности и решительности, видения своих возможностей и чувства ответственности за своих детей.
-Оказание социально-психолого-педагогической, медицинской, правовой помощи в решении проблем конкретной семьи.
1.3 Обоснование программы:
В основу данной программы положены идеи четырех моделей воспитания родителей (используются в зависимости от выбранной формы работы).
1-я. Адлеровская модель (А. Адлер) основанная на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимодействия членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т.е. формирует характер. По теории А. Адлера семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения являются главным фактором формирования личности. Дети учатся социальным нормам и воспринимают культуру через своих родителей. В семье ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основные понятия данной теории «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты».
По данной модели помощь родителям заключается в научении их уважать уникальность и индивидуальность личности ребенка, а так же ее неприкосновенность. Необходимо помочь родителям понять детей, особенности мышления, научить разбираться в мотивах их поступков, сформировать свою тактику воспитания.
Это приведет к естественному результату осознания своих действий ребенком и исправлению недостатков поведения.
2-я. Учебно-теоретическая модель (Б.Ф. Скинер).
Это направление основано на общей теории бихевиоризма. Суть заключается в том, что поведение родителей и детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение меняется путем осмысления своих и детских поступков, а так же их мотивов. Родители приобретают навыки регулирования собственного поведения. Средствами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (игнорирование). Родители учатся использовать эти средства для регулирования поведения детей.
3-я. Модель групповой терапии (Х. Джинот).
В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка.
Воспитание родителей осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Цель групповых консультаций помочь справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Родители делятся своими переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях, предлагают пути решения проблемы. Это дает возможность каждому родителю выстроить свою систему воспитания.
4-я. Модель родительского всеобуча (И.В. Гребенникова).
Основана на просвещении родителей в вопросах особенностей детской возрастной психологии, детско-родительских отношений, причин их нарушений, проблем семейного воспитания.
А так же просвещение родителей с целью повышения уровня правовой культуры, культуры ЗОЖ, формирования безопасного поведения родителей и их детей.
В данной программе, как видно, для осуществления социально-психологического и педагогического сопровождения родителей используются разные методические подходы, каждый из которых направлен на решение определенных практических задач, соотнесен с потребностями и проблемами конкретной категории семей с учетом их особенностей.
Для диагностического обследования используются стандартные методики.
Главная идея программы привлечение родителей и учащихся, а так же педагогов к совместной социально-психологической деятельности.
1.4 План работы:
Этапы
1.Выявление семей, имеющих проблемы в воспитании детей.
2.Диагностическое обследование.
3.Разработка цикла мероприятий, способствующих решению проблем семейного воспитания.
4.Реализация данных мероприятий.
5.Оценка эффективности выбранных форм работы.
I этап. Выявление.
Цель: Определение уровня потребности родителей в приобретении знаний и навыков, способствующих повышению эффективности семейного воспитания.
Задачи:
-изучить потребности конкретных семей или групп семей в получении определенной информации;
-изучить мнение педагогов по данной проблеме;
-изучить мнение учащихся.
Методы:
-наблюдение
-опрос педагогов, учащихся, родителей (лиц их заменяющих)
-анкетирование
II этап. Диагностическое обследование.
Цель: Формирование групп для участия в работе клуба.
Задачи:
-выявление проблем, ситуаций вызывающих затруднение осуществления семейного воспитания;
-изучить причины возникновения затруднений;
-сформировать мотивацию к изменению ситуации у родителей;
-информирование родителей о возможности получения комплексной помощи от СППС гимназии и других специалистов.
Методы:
-наблюдение;
-индивидуальные и групповые беседы с родителями (и лицами их заменяющими);
-тренинги;
-анкетирование.
III этап. Разработка цикла мероприятий.
Цель: Разработка цикла мероприятий отвечающих запросам родителей.
Задачи:
-исходя из выявленных проблем семейного воспитания, разработать цикл просветительских занятий, способствующих приобретению необходимых знаний;
-организовать практические занятия для родителей с целью приобретения необходимых навыков воспитания;
-организовать мероприятия с целью демонстрации позитивного, конструктивного и эффективного взаимодействия родителей, их детей и педагогов;
-организовать мероприятия способствующие повышению уровня правовой культуры родителей.
IV этап. Реализация мероприятий.
Цели:
-формирование у родителей необходимых представлений, умений и навыков для осуществления позитивного семейного воспитания.
-создание условий для реализации эффективной совместной деятельности родителей и их детей.
Задачи:
-спланировать работу клуба «Семья»;
-привлечь к работе клуба необходимых специалистов;
-поощрять положительные тенденции;
-всячески способствовать взаимодействию родителей со специалистами гимназии и других социальных институтов;
-создать условия для мотивации изменения поведения родителей и учащихся.
V этап. Оценка эффективности.
Цель: оценить и проанализировать в какой степени проведенная работа помогла в решении проблем конкретной семьи или группы семей по осуществлению семейного воспитания.
Задачи:
-провести мониторинг эффективности воспитательной работы с семьями;
-выявить наиболее эффективные формы работы;
-выявить недочеты;
-откорректировать программу.
1.1 Целевая группа:
1.Родители, нуждающиеся в помощи по осуществлению семейного воспитания и решившие изменить ситуацию.
2.Учащиеся из данных семей.
Лица, получающие пользу от программы:
-родители (лица их заменяющие) приобретают необходимые представления, умения и навыки по осуществлению семейного воспитания;
-учащиеся, родители которых приняли участие в работе клуба «Семья» приобретают необходимые навыки общения с родителями (лицами их заменяющими);
-педагоги приобретают более педагогически подготовленных союзников в осуществлении социального воспитания;
-общество приобретает здоровую семью.
1.2 Срок реализации:
Программа реализуется в течение учебного года по плану. Встречи в клубе «Семья» проводятся 1 раз в четверть.