РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ
"РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Родительский университет – это многоуровневая система активного информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимосодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей.
Цель «Родительского университета»: вооружение родителей основами психологической и педагогической культуры.
Основная задача «Родительского университета»: ознакомить родителей с практическими и теоретическими аспектами различных областей психологии, которые помогут создавать счастливые семьи и конструктивно решать, возникающие в них проблемы.
Занятия проводят педагог социальный и педагог-психолог.
Форма проведения: родительский лекторий.
Консультации СППС в течение учебного года:
«Воспитание и общение с детьми в семье».
«Профилактика социального неблагополучия».
«Индивидуальные и возрастные особенности детей»
Для родителей 9 "А" класса
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять
(В рамках пректа “Родительский университет”)
Здоровье – главная ценность человека. Его невозможно купить. Мы получаем его при рождении и можем лишь беречь и укреплять его или нанести непоправимый вред. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми и задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
В связи с этим вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.
Кто из вас, уважаемые родители, не задумывался над судьбой своего ребёнка, кто не размышлял, в какой мир вы выпускаете свое дитя, как этот мир воздействует на него и как сложится его жизнь? И главное – что мы можем сделать, чтобы уберечь свое дитя от опасностей, подстерегающих его в период взросления. Одна из таких опасностей – подверженность вредным привычкам, разрушающим здоровье и подчас жизнь главного человека в нашей жизни…
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
Многие специалисты считают, что здоровье человека определяется в значительной мере «доминантой» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате механического повторения правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие знания, и формируется осознанное отношение к собственному здоровью, «настрой» на здоровье. В этом и заключается специфическая «работа» мозга в управлении здоровьем.
Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Одним из факторов, влияющих на крепкое здоровье подростков, является отсутствие вредных привычек.
Каждый человек имеет либо сталкивался с наличием вредных привычек. Одни пытаются от них избавиться, другие сумели приучить себя к полноценной жизни и без вредных привычек, третьи не предпринимают никаких либо мер и живут спокойно дальше, но не дольше. Общая задача родителей и педагогов – вырастить здоровое поколение без вредных привычек и зависимостей.
К разряду вредных привычек относятся те привычки, которые как приносят вред для здоровья человека, так и ограничивают человека от полного использования своих возможностей в течении жизни. Вредные привычки, приобретенные еще в молодом возрасте, избавиться от которых человек не способен, критично опасные. Такие привычки наносят серьезный ущерб существованию человека – потеря потенциала и мотивации, преждевременное старение человеческого организма и приобретение болезней разного вида. Они включают в себя курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических и психотропных веществ. Так же существуют менее опасные вредные привычки людей, такие как зависимость от компьютера или смартфона, вредное питание, включая в себя диеты и употребление жирной пищи, обжорство, привычка не высыпаться, не давать своему организму отдохнуть хотя бы 8 часов в сутки, игромания …
Причины появления у детей пагубных привычек могут быть совершенно различными, но часто это обусловлено сильными или длительными стрессовыми воздействиями. В подростковом возрасте часто появляются такие привычки, как курение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость и интернет-серфинг. Именно на них мы и остановим наше внимание.
Наркомания. Тяжелейшее заболевание и смертельно пагубная привычка. К наркотикам человек может пристраститься буквально за несколько приемов, а некоторые из них вызывают моментальное привыкание. Под воздействие наркотиков подпадают прежде всего:
1. Люди с повышенной возбудимостью – они эмоциональны, легко теряют над собой контроль, кричат, агрессивны и эгоистичны, обычно обидчивы, непостоянны, непоследовательны, быстро подпадают под чужое влияние.
2. Лица с психической неустойчивостью – у них слабая воля, отсутствие интересов и стремлений, повышенная внушаемость, они не имеют своей постоянной линии поведения. Любят удовольствия, общительны, контактны, непостоянны, имеют поверхностные суждения, они часто не способны к плановому труду, ленивы, попадают под воздействие других.
3. Лица, склонные к гневу, ярости, беспричинным колебаниям настроения. Они угрюмы, подозрительны и недоброжелательны, мало интересуются внешним миром, имеют узкий кругозор, ограничены, педантичны к мелочам и пренебрежительны к интересам других, мало контактны.
4. Лица с истерическими чертами. Для них характерны жажда признания, стремление быть в центре внимания, играть первую роль, и этой цели они подчиняют все. Свое неудовольствие они выражают досадой или ненавистью. Легко идут на поводу у тех, кто, как они считают, их оценил.
5. Лица, обладающие чертами аутизма. Они замкнуты, холодны, отгорожены; их отвлеченные интересы доминируют над чувствами. Очень избирательны в контактах, предпочитают игры в одиночестве, склонны философствовать, слабо ориентируются в простых жизненных вопросах, упрямы.
Табакокурение. Формирование этой привычки у многих начинается еще в подростковом возрасте как следствие стремления доказать свою взрослость. Мозг быстро привыкает к курению, в итоге требуя регулярных доз. Снижение уровня потребления никотина ведет к появлению чувства тревоги и беспокойства, «погасить» которые возможно только очередной сигаретой. Курение наносит существенный вред организму, так как постепенно и неуклонно оказывает негативное влияние в первую очередь на дыхательную систему, а также на сосуды, сердце, иммунитет и эндокринную систему. Регулярное употребление сигарет и других табачных изделий приводит к преждевременному старению организма, а также может стать причиной развития рака легких.
Вред электронных сигарет
- Никотин, потребляемый с «электронкой» в неограниченных количествах, сильно перестраивает метаболизм человека. В связи с этим развивается стойкая зависимость;
- Те, кто заполучил тягу к никотину еще в детском или подростковом возрасте, избавляются от нее в дальнейшем с большим трудом. Люди, которые начали курить достаточно поздно, легче отказываются от губительного пристрастия;
- Пары пропиленгликоля и глицерина негативно сказываются на работе внутренних органов. Они не так токсичны, как табачный дым, однако тоже засоряют бронхолегочную систему;
- Ароматизаторы, которые зачастую содержатся в масляных заправках для электронных сигарет, при злоупотреблении провоцируют аллергические реакции;
- Мнимая польза от электронного прибора скорее является психологически выработанной реакцией, но не реальностью.
Злоупотребление алкоголем. Если начальную стадию привыкания к алкоголю еще можно назвать вредной привычкой, то со временем это приобретает характер болезни. Алкоголизм оказывает негативное влияние как на состояние здоровья, так и на социальную сферу человека. Привычка к алкоголю начинается с небольших доз, при этом многие спиртные напитки кажутся невкусными, а крепкие и вовсе вызывают рвотный рефлекс. Привыкание происходит постепенно, и для одного и того же эффекта опьянения человеку требуется все большая и большая доза алкоголя. Если не остановить этот патологический процесс, человек доходит до последней стадии алкоголизма, когда уже не может существовать без спиртного.
Игровая зависимость также признана одной из тяжелых вредных привычек, которая способна прогрессировать, ухудшая состояние человека. Существуют разные формы игровой зависимости, начиная от всевозможных азартных игр и заканчивая многопользовательскими компьютерными играми, часто заменяющие игрокам реальный мир. При переходе игровой зависимости данного типа в тяжелые формы игра становится основным приоритетом в жизни, отодвигая на задний план не только взаимодействие с людьми в реальном мире, но и обеспечение собственных базовых потребностей (гигиена, еда, сон). В крайних случаях это может стать причиной летального исхода.
Интернет-серфинг является разновидностью психологической зависимости, которая проявляется в привычке проводить время за просмотром разнообразной информации в интернете. Доступность данных в форме текста, аудио, видео, инфографики обеспечивает возможность выбора любого способа их получения, даже если человек в этом не нуждается. Привычка бездумно поглощать весь попадающийся контент может привести к перенасыщению, что в конечном итоге приведет к желанию вновь и вновь погружаться в интернет. При этом невозможность выполнить привычные действия (например, в случае отключения интернета) может вызвать агрессию или повышенную тревогу, поскольку зависимость уже сформирована.
Профилактика вредных привычек у подростков
Подростковая наркомания, курение и алкоголизм стали существенно «моложе». Например, если еще 10 лет назад средний возраст начала приема наркотиков составлял 16 лет, то сегодня это губительное пристрастие не редкость у 12-летних детей. Эта статистика должна заставить пересмотреть подход родителей и педагогов к их профилактике. Чем в более юном возрасте дети могут пристраститься к вредной привычке, тем раньше следует предпринимать меры по их защите. Какие же профилактические меры следует предпринимать родителям, чтобы исключить возможность появления у ребенка вредных привычек?
Первое и главное условие – это доверительные отношения с ребенком. Чем они сложнее, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» – глоток пива или таблетку экстази – спрогнозировать невозможно. Задача родителей – сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери – людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важны.
Разъяснение последствий. Беседы с ребенком на тему вредной привычки не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Подобная наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.
Установка на здоровый образ жизни. Негативные примеры должны быть уравновешены другими, позитивными примерами здорового образа жизни. В ребенке следует формировать отношение к здоровому образу жизни, как к единственно правильной модели. Для этого крайне важно, чтобы сами родители соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, поскольку опровергают собственным примером.
Реалистичность примеров. Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями, например, наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо курения или наркомании. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается наркотическая зависимость отца или матери для их детей.
Исключение сомнительных контактов. Поведение подростка во многом подчиняется законам, принятым в референтной группе, поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями – серьезный фактор риска. Но при решении устранить такие контакты родителям следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями – это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие. Это могут быть любой вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.
Но самое главное – профилактика подростковой зависимости должна начинаться задолго до вступления ребенка в этот сложный возрастной период. Потому что вредная зависимость способна создать почву для своего появления намного раньше, чем вы будете готовы.
Уважаемые родители! Вредные привычки у подростков не стоит воспринимать как какое-то отклонение. Если та или иная привычка представляют опасность для подростка, либо может серьезно укорениться, приведя к проблемам со здоровьем и даже разрушив жизнь, необходимо срочно вмешаться и постараться направить ребенка на максимально правильный путь. Ведь все люди во всем нашем мире когда-то были подростками, все когда-то делали что-то, о чем в дальнейшем жалели. Так что нужно хотя бы с необходимым пониманием отнестись к возникновению вредных привычек – и постараться способствовать их прекращению. И если подростку требуется помощь – а ведь он наверняка будет стесняться или будет слишком гордым, чтобы напрямую об этом попросить, – то необходимо постараться ее обеспечить. Всем наверняка бы хотелось, чтобы точно так же помогли и вам в свое время. И пусть он оценит это, наверное, только лишь годы спустя, в этом случае главное – это результат, ну а все ведущие к нему пути – совершенно другой вопрос.
«Здоровье – не всё, но без здоровья всё – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны как никогда в наше время.
Чтобы помочь ребёнку быть здоровым, нужны родительская любовь, желание помочь детям, их разумная требовательность и повседневный здоровый образ жизни как образец для детского подражания. Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!
Тематика проведения классных родительских собраний
в рамках «Родительского университета» на 2024/2025 учебный год
Класс |
Август |
Октябрь |
Декабрь |
Март |
Май |
1 «А» |
«Психологические особенности младших школьников». |
Адаптация учащихся в 1-м классе. |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. |
Режим дня школьника. |
Положительные эмоции в жизни школьника. |
1 «Б» |
«Психологические особенности младших школьников». |
Адаптация учащихся в 1-м классе. |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. |
Режим дня школьника. |
Положительные эмоции в жизни школьника. |
2 «А» |
«Микроклимат в семье и воспитание ребёнка» |
Как родители могут помочь ребенку учиться. |
Главные правила здорового образа жизни. |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. |
Трудовое воспитание детей в семье. |
2 «Б» |
«Микроклимат в семье и воспитание ребёнка» |
Как родители могут помочь ребенку учиться. |
Главные правила здорового образа жизни. |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. |
Трудовое воспитание детей в семье. |
3 «А» |
«Мотивы учения младших школьников» |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. |
Здоровая семья – здоровый ребёнок. |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. |
3 «Б» |
«Мотивы учения младших школьников» |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. |
Здоровая семья – здоровый ребёнок. |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. |
4 «А» |
«Отношения в семье как основа взаимопонимания» |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. |
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. |
Ребёнок и компьютер. |
Книги в жизни школьника. |
4 «Б» |
«Отношения в семье как основа взаимопонимания» |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. |
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. |
Ребёнок и компьютер. |
Книги в жизни школьника. |
5 «А» |
«Ответственность родителей за воспитание детей» |
Адаптация ребёнка в новом коллективе. |
Ребёнок среди сверстников |
Ваш ребёнок вырос. |
Меры наказания и поощрения в современной семье. |
5 «Б» |
«Ответственность родителей за воспитание детей» |
Адаптация ребёнка в новом коллективе. |
Ребёнок среди сверстников |
Ваш ребёнок вырос. |
Меры наказания и поощрения в современной семье. |
6 «А» |
«Ответственность родителей за воспитание детей» |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
Профилактика проблемного поведения подростков. |
Безопасность подростков в сети Интернет. |
Организация летнего отдыха подростков. |
6 «Б» |
«Ответственность родителей за воспитание детей» |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
Профилактика проблемного поведения подростков. |
Безопасность подростков в сети Интернет. |
Организация летнего отдыха подростков. |
7 «А» |
«Ответственность родителей за воспитание детей» |
Психологические и физиологические особенности семиклассников. |
Профилактика правонарушений подростков. |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста |
Как повысить учебную мотивацию подростков. |
7 «Б» |
«Ответственность родителей за воспитание детей» |
Жизненные цели подростков. |
Как уберечь подростка от насилия. |
Осторожно: суицид. |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. |
8 |
«Ответственность родителей за воспитание детей» |
Жизненные цели подростков. |
Как уберечь подростка от насилия. |
Осторожно: суицид. |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. |
9 |
«Ответственность родителей за воспитание детей» |
Портрет современного подростка. |
Агрессия, её причины и последствия. |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
10 |
«Самореализация личности» |
Здоровье - это жизнь. |
Первая любовь в жизни вашего ребёнка. |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. |
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? |
11 «А» |
«Кем быть и каким быть?» |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? |
Как уберечь ребёнка от зависимостей? |
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. |
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? |
11 «Б» |
«Кем быть и каким быть?» |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? |
Как уберечь ребёнка от зависимостей? |
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. |
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? |
График
проведения консультаций для законных представителей учащихся 1-11 классов
в рамках республиканского проекта «Родительский университет»
на второе полугодие 2024/2025 учебного года
Класс |
Тема консультаций для родителей |
Ответственные |
Дата |
1 |
Интеллектуальное развитие ребёнка. |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
17.05.2025 |
Поощрение и наказание детей в семье. |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
21.01.2025 |
|
2 |
Конфликтные ситуации между родителем и ребёнком: как услышать ребёнка? |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
05.04.2025 |
Профилактика жестокого обращения с детьми. |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
11.02.2025 |
|
3 |
Семейные традиции-ценности в воспитании детей. |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
25.01.2025 |
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей. |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
25.02.2025 |
|
4 |
Психологические особенности младших школьников. |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
24.05.2025 |
Агрессивное поведение: как помочь ребёнку? |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
11.03.2025 |
|
5 |
Психологические особенности младших подростков. |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
14.02.2025 |
Ответственность родителей за воспитание детей. |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
25.03.2025 |
|
6 |
Школьные конфликты. |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
03.05.2025 |
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
08.04.2025 |
|
7 |
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение. |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
22.03.2025 |
Как услышать ребёнка, пока он не стал «трудным»?. |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
15.04.2025 |
|
8 |
Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
01.03.2025 |
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
15.04.2025 |
|
9 |
Как помочь подростку в выборе профессии? |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
18.04.2025 |
Самооценка поведения. |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
22.04.2025 |
|
10 |
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников. |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
25.04.2025 |
Организация досуга старшеклассников. |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
06.05.2025 |
|
11 |
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе. |
Педагог-психолог Ярмош С.Н. |
16.05.2025 |
Закон и ответственность. |
Педагог социальный Таргонская И.А. |
13.05.2025 |
Тема: «Возрастные психофизиологические особенности
учащихся 4-х классов»
Цель: познакомить родителей с особенностями возраста ребёнка.
Задачи:
- показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;
- рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;
- дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребёнком.
План мероприятия
- Организационная часть.
- Работа в группах
- младший подростковый возраст – 10 лет;
- основные новообразования возраста;
- общение;
- четвероклассники – это выпускники начальной школы.
- Заключительная часть «Особенности детей 10 лет».
- Памятки родителям.
Рекомендации родителям
- Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в гимназии.
- Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в гимназии.
- Спокойствие домашней жизни вашего ребёнка поможет ему более эффективно решать проблемы в гимназии.
4. Обеспечьте спокойную обстановку в домашних условиях, чёткий режим
дня и удобное рабочее место.
- Эмоциональная поддержка (научитесь правильно общаться с ребёнком).
- Контролируйте выполнение домашних заданий, сбор портфеля в школу.
- Радуйтесь достижениям своего ребёнка (давайте оценку его поступкам).
Деловая игра
Родительское собрание
«Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
(проводят учащиеся педагогического класса)
Цель: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.
План игры:
1. Сообщение темы, цели, правил игры.
2. Распределение ролей (воспитатель, родители, оценочная группа)
3. Ход игры.
4. Обсуждение игры.
Ход игры:
Вступительная беседа с родителями.
Классный руководитель: «Все и хорошее и плохое человек получает в семье».
Эта мудрость известна всем. И сегодня мы поговорим с Вами о взаимоотношениях между взрослым и ребёнком. Ведь ребёнок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают. Вопросов в воспитании детей возникает много. И если учесть, что Ваша роль в воспитании детей незаменима, то эти вопросы не могут не интересовать Вас.
Предлагаю Вам тест, который дополнит Ваше представление о себе как о родителе.
Раздаёт тесты «родителям», где нужно выбрать варианты ответов А, Б или В.
Вопросы
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном положении?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?
12. Не проигнорировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
Ответы
А – Могу и всегда так поступаю.
Б – Могу, но не всегда так поступаю.
В – Не могу.
Посчитайте очки:
Ответ «А» - оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - оценивается в 2 очка.
Ответ «В» - оценивается в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 90 очков:
Ваш ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания. Вы действуете правильно и можете надеяться на лучшие результаты.
Если вы набрали от 16 до 30 очков:
Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
А теперь, кто набрал от 30 и более очков, прошу занять места «консультантов», сегодня вы поможете ответить на ряд вопросов о воспитании детей. Ответы на вопросы можете обсуждать сообща, отвечать можно по договоренности. Остальные родители могут задать дополнительные вопросы, высказать свое несогласие или предложить свой вариант ответа.
«Консультативная группа» занимает места за столом. Вопросы и ситуации лежат на столе.
Педагогическая ситуация 1
Вот что рассказала одна мама: «Мой сын очень непослушный. Делает так, как ему хочется. Говоришь ему ласково: «Ванечка, нельзя». Он смеётся и продолжает. Начнешь повышать тон - пугливо озирается, но продолжает своё дело. Теряю голову и не знаю, как к нему подойти».
(Ответ: Сплошь и рядом взрослые недостаточно внимательно и вдумчиво относятся к поведению ребенка, мало считаются с его интересами и потребностями, вместо того, чтобы удовлетворить их, ограничиваются запрещением или шлепками. В зависимости от ситуации ребенка можно попытаться отвлечь игрой или игрушкой).
Педагогическая ситуация 2
Леночка подошла к шкафу, её заинтересовал блестящий ключ, она начала его крутить, он упал на пол. Увидев это, мама отняла ключ, отшлепала дочку, пригрозив ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась бабушка. Мама оправдывалась: «Должна же она слушаться». Какие особенности детей этого возраста следует учитывать? Как следует предотвращать подобные конфликты?
(Ответ: Родителям следует считаться со свойственной данному возрасту живостью поведения ребёнка и большой любознательностью. Чтобы предупредить нежелательные поступки и в то же время избежать частых запретов надо:
- убрать всё то, до чего ребёнок может добраться и что может быть опасно, что он не должен трогать.
- стремиться, чтобы ребёнок чаще был на улице, где он может удовлетворить свои потребности в двигательной активности.
- никогда не давать ребёнку делать то, что потом будет запрещаться).
Педагогическая ситуация 3
Запись из дневника матери: «Стараюсь приучить сына слушаться, когда говорю «нельзя», обычно он выполняет требование, но иногда вдруг нарочно начинает делать то, что я ему запрещаю, причем смотрит в глаза и делает то, что ему запрещено. Почему?»
(Ответ: Можно предположить, что лукавый взгляд ребёнка, заглядывание в глаза матери, вызывает у неё улыбку, и ребёнок чувствует негласное поощрение матери. Поэтому очень важно слово «нельзя» говорить серьезным тоном. При этом все взрослые члены семьи должны быть едины в своих требованиях).
Блиц – вопросы (задают родители из зала, «консультанты» отвечают без подготовки).
1 вопрос: В каких случаях надо поощрять ребенка?
(Ответ: поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает педагогическую ценность, но и развивает в ребенке исключительность, превосходство, стремление поступать на показ).
2 вопрос: почему говорят: «Дети – зеркало родителей»?
(Ответ: любой ребёнок склонен к подражанию, поэтому он копирует поведение родителей, их привычки).
- Спасибо, уважаемые родители за участие в собрании.
- У Вас на партах лежат цветочки. Попрошу Вас по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и к другим по итогам нашего взаимодействия (по очереди высказывают своё мнение).
- классный руководитель: Вот мы и составили с Вами «венок сонетов», символизирующий наше единство.
Итог:
Классный руководитель:
- Уважаемые родители, общаясь с ребёнком, Вы прививаете ему навыки культуры общения. Вам, взрослым, нужно быть эталоном для подражания. Ребёнок копирует ваши жесты, мимику, речь, манеры поведения. Он может следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрицательному примеру. Всё, что вы видите в ребёнке, он приобретает в первую очередь от Вас.
Поэтому я Вам рекомендую:
- будьте требовательны, но уважайте в ребёнке развивающуюся личность;
- отношения стройте на любви, уважении и доверии к ребёнку;
- уважительно относитесь к детским интересам и потребностям;
- изучайте индивидуальные особенности ребёнка и сохраняйте его индивидуальность. Очень важно, чтобы он был не похож на других, проявляйте интерес к его деятельности;
- старайтесь почувствовать его эмоциональное состояние, тогда для ребёнка на всю жизнь вы будете настоящим другом;
- общение с родителями жизненно необходимо ребёнку для развития личности.
Классный руководитель вручает буклеты родителям с рекомендациями.
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном положении?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?
12. Не проигнорировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном положении?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?
12. Не проигнорировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
Решаем педагогическую ситуацию
Педагогическая ситуация 1
Вот что рассказала одна мама: «Мой сын – такая кроха, но уже неслух. Делает так, как ему хочется. Говоришь ему ласково «Ванечка, нельзя». Смеется и продолжает. Начнешь повышать тон, пугливо озирается, но продолжает свое дело. Теряю голову и не знаю, как к нему подойти».
Педагогическая ситуация 2
Леночка, подошла к шкафу, ее заинтересовал блестящий ключ, она начала его крутить, он упал на пол. Услышав это мама отняла ключ, отшлепала дочку, пригрозив ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась бабушка. Мама оправдывалась: «Должна же она слушаться». Какие особенности детей этого возраста следует учитывать? Как следует предотвращать подобные конфликты?
Педагогическая ситуация 3
Запись из дневника матери: «Стараюсь приучить сына слушаться, когда говорю «нельзя», обычно он выполняет требование, но иногда вдруг нарочно начинает делать то, что я ему запрещаю, причем смотрит в глаза и делает то, что ему запрещено. Почему?