Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 22 человека

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ "РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" часть 2

Дата: 4 марта в 13:03, Обновлено 4 марта в 13:06

«Психологическая помощь и поддержка семье в вопросах воспитания и развития детей при реализации республиканского проекта

«Родительский университет»

Ярмош Светлана Николаевна

Педагог-психолог,

ГУО «Гимназия г. Житковичи

имени А.А. Лихоты»

Контактный телефон:

(+375)445379932

В подростковом возрасте обостряются конфликты между родителями и детьми – это во многом объясняется «чувством взрослости», подростковым негативизмом, но часто непонимание, возникающее между родителями и детьми, объясняется и стилем семейного воспитания, практикуемым в семье. Старые методы воспитания (особенно авторитарные) могут не только не помочь, но и помешать установлению контакта с подросшим сыном или дочерью. Родители часто не понимают, почему не действуют «старые, испытанные методы воздействия на подростка», и как результат могут либо усиливать методы давления на ребенка, либо (с целью избегания конфликтов) выбрать попустительский стиль. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что всё воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

         По поводу воспитания Ш. Л. Амонашвили отмечал: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям. Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли.

На встречах с родителями, в рамках родительского университета рассматриваются вопросы: «Стили семейного воспитания», «Конфликтные ситуации между родителями и ребёнком: как услышать ребёнка?», «Семейные традиции-ценности в воспитании детей», «Школьные конфликты», «Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребёнка», «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка». (Приложение). Решаются задачи по оказанию содействия пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания,  повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. Применяются разные формы проведения встреч: круглый стол, гостиная, дискуссия, беседа, интервью. Разрабатываются буклеты-рекомендации для родителей. (Приложение). Родители приобретают необходимые представления, умения и навыки по осуществлению семейного воспитания.

В конце учебного года оценивается и анализируется, в какой степени проведенная работа помогла в решении проблем конкретной семьи или группы семей по осуществлению семейного воспитания. Для этого проводится мониторинг эффективности воспитательной работы с семьями, выявляются наиболее эффективные формы работы, а также недочеты, которые впоследствии устраняются.


Рекомендации родителям

по нравственному воспитанию детей.

1. Если Вы хотите вырастить ребенка патриотом и достойным гражданином, отзывайтесь хорошо о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Старайтесь знакомить ребенка с культурными ценностями и традициями страны: посещать музеи, выставки, театры. Чем чаще Вы будете посещать с ребенком культурные заведения, тем больше вероятность, что ребенок сохранит интерес к ним и в подростковом возрасте, и в юношеском.

5. Научитесь радоваться каждому дню и видеть хорошее в ребенке.  Ваш оптимизм обязательно перейдет к ребенку.

6. Когда Вы общаетесь с ребенком, пытайтесь оценивать не только его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с хорошей стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: « Не высовывайся!», « Не проявляй инициативу!» и т.д.

8. Смотрите с ним передачу, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой Вы живете, оценивайте их вклад в жизнь общества.

9. Развивайте эмоциональную сферу ребенка: «жалейте» персонажей, которые испытывают боль, грусть, а так же радуйтесь с ним за положительных героев, пусть ребенок не будет равнодушным к окружающим.

10. И самое главное: будьте образцом нравственного поведения для ребенка.

 

«Добрые слова или обучаем ребенка вежливости».

 

Ваш ребенок будет вежлив и  воспитан, если Вы:

 

  1. Ведите себя корректно и деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
  2. Никогда не оскорбляйте человеческое достоинство своего ребенка, не говорите при нем грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физическое наказание.
  3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а поощряйте самостоятельность Вашего ребенка.
  4. Предъявляйте к детям единые требования и даже если кто-то из Вашей семьи не согласен с замечанием другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
  5. Уважайте ребенка, исключите выражения: « Ты еще мал», « Ты этого еще не понимаешь», « Тебе еще рано».
  6. Предъявляя к ребенку какие-либо требования, предъявляйте их к самому себе; не забывайте говорить ребенку и окружающим: « Доброе утро», « Спокойной ночи», « Спасибо за помощь».
  7.  Ставя запрет или ограничения , необходимо объяснить ребенку почему это делать не следует.
  8.  Правила культурного поведения, прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

Что бы ни случилось, как  себя не повел Ваш ребенок,

Вы ему нужны, и он нуждается  в Вас!


«Конфликты и их решение»

КОНФЛИКТ – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом интересов, потребностей, позиций, мнений или взглядов партнёров по общению.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

- неумение слушать;

- непонимание между партнёрами по общению;

- неумение договориться;

- несдержанность эмоций.

ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ

- не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту;

- не отвечайте агрессией на агрессивное поведение партнёра по общению;

- проявляйте эмпатию (эмоциональную поддержку) к собеседнику;

- проявляйте как можно больше доброжелательности к собеседнику.

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

- нельзя откладывать решение назревшего конфликта «на потом»;

- в конфликте стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения собеседника;

- свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику;

- удерживайте за собой инициативу, контролируйте свои эмоции и своего собеседника, в первую очередь – спокойствие.


Презентация "Положительные эмоции в жизни школьника"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.