Характеристика готовности детей
к началу школьного обучения
- Психологическая и социальная готовность к школе.
- Желание учиться в школе.
- Учебная мотивация (осознание важности и необходимости учения, привлекательность).
- Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.
- Организованность поведения.
- Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
- Фонематический слух, артикуляционный аппарат (строение речи, звукопроизношения).
- Мелкие мышцы руки.
- Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость.
- Координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии).
- Объём зрительного восприятия (количество воспринимаемых объектов в картинках).
- Развитие познавательной деятельности.
- Кругозор (представления о мире).
- Развитие речи.
- Познавательная активность, самостоятельность.
- Интеллектуальные умения.
- Произвольность деятельности (цель, план, средства, результат).
- Контроль деятельности.
- Темп деятельности (средний).
- Состояние здоровья.
- Особенности развития на этапе дошкольного детства.
- Состояние соматического здоровья.
- Особенности развития на этапе дошкольного детства.
- Состояние соматического здоровья.
АДАПТАЦИЯ
- Приспособление организма к изменившимся условиям, предохранение от излишней перегрузки, процесс привыкания.
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
- Новые социальные условия;
- Межличностные отношения;
- Новые требования;
- Новый вид деятельности;
- Новый режим жизнедеятельности.
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ –
это образование неадекватных механизмов приспособления к школе, в результате которых происходят следующие нарушения:
- нарушение учёбы, поведения;
- конфликты в отношениях;
- психогенные заболевания;
- повышение уровня тревожности;
- искажения в личностном развитии.
Адаптация детей к школе
(Степень овладения учебной деятельностью
и удовлетворённость ею)
Особенности адаптации
«+»
- Учебные ситуации, наличие познавательных мотивов.
- Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами.
- Игровые ситуации в школе.
«-»
- Мотивационная незрелость (отсутствие интереса к школе, преобладание игровых ситуаций).
- Детский негативизм.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться. Ребёнок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
- Учение – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Уважаемые родители! В связи с эпидемиологической ситуацией в стране заседания родительского клуба «Семья» временно не проводятся. По личным вопросам обращайтесь в СППС гимназии.
В ноябре, 2021 года планировалось заседание №2 родительского клуба «Семья» на тему:
«Трудности адаптации пятиклассников к школе»
для родителей учащихся V классов.
Рассматриваемые вопросы:
Презентация «Трудности адаптации пятиклассников к школе».
2. Результаты анкетирования родителей.
3. Рекомендации: «Как готовить домашние задания?»
4. Обсуждение проблем у детей в период адаптации. (Выступления учителей предметников.)
Подведение итогов.
Что такое адаптация?
Адаптация - приспособление организма к изменившимся условиям, предохранение от излишней перегрузки, процесс привыкания.
Понятие «школьной адаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учёбе, конфликты с одноклассниками.
По каким же показателям можно судить о том, насколько учащиеся подготовлены к переходу в среднюю школу?
Можно выделить следующие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1) произвольность психических действий (умение выполнять задания по образцу, умение планировать свою деятельность, умение осуществлять рефлексию);
2) новообразования возраста (самооценка, общение со сверстниками, умственное и речевое развитие, способность к саморегуляции, самообразование);
3) учебная деятельность, которая определяет дальнейшую успеваемость детей;
4) меняются условия обучения (классный руководитель - учебный предмет, разные кабинеты, новые одноклассники, требования учителей-предметников.