Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 7 человек

Программа воспитательно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием социально-педагогического профиля «Дружные ребята»

Дата: 28 октября 2024 в 13:42, Обновлено 29 октября 2024 в 11:58

Общее положение

Основным заказчиком на эффективные формы организации свободного времени ребёнка в период каникул является семья, которая в первую очередь заинтересована в здоровом, духовно-нравственном и творческом развитии ребёнка, получении знаний и умений.  Очень важно, чтобы вся деятельность педагога была направлена не только на организацию досуговых и развлекательных мероприятий, но и на решение конкретных проблем, приобретением определенных теоретических, практических знаний и умений. 

Актуальность данной программы заключается в том, что в оздоровительном  лагере социально-педагогической направленности происходит усвоение и активное воспроизводство социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличном от школьного, коллективе. Это немаловажный фактор для развития и становления личности ребенка. Следовательно, ключевое понятие в системе детского отдыха – это понятие оздоровления. Но оздоровление не только физическое. Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворения разнообразных потребностей при условии благоприятного экологического окружения. Другим  ключевым понятием является социально-педагогическая помощь детям, определяющее содержание деятельности и способы её организации в детском лагере, которые максимально способствовали бы самореализации детей в данном учреждении.

Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному  опыту, созданию в лагере стиля отношений  сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.

Программа воспитательно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

социально-педагогического профиля  «Дружные ребята» разработана на основании Типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (социально-педагогический профиль, утверждённой  Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 20.10.2023 № 325 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.02.2024, 8/41011), в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.

Программа определяет цели и задачи изучения образовательной области «Психологическая культура» социально-педагогического профиля, срок изучения, тематический план, время, отведённое на изучение образовательной области, темы, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации данной программы.

                                                        

                        

         Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному  опыту, созданию в лагере стиля отношений   

сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.

Формы подведения итогов оздоровительной смены: закрытие лагерной смены, заполнение книги отзывов; проведение анкетирования, диагностики «Выявление самооценки»; выработка перспектив деятельности организации;  анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности воспитательно-оздоровительного лагеря в будущем.

         Методы организации занятия:

словесный (устное изложение, чтение, беседа, объяснение и др.);

 наглядный (просмотр и обсуждение видеофильмов, социальных роликов, изображения эмоций, иллюстраций, фотографий, рисунков и др.);

практический (выполнение рисунков, диагностика учащихся, обсуждение способов выхода из неприятных ситуаций, релаксационные упражнения, тренинговые занятия, эвристическая беседа «Способы развития и поддержания сотрудничества», профориентационная игра, упражнение «Семейный фотоальбом»).

Формы занятий:  теоретическое и практическое занятие, игра, экскурсия, выставка, анкетирование и другие.

Целью настоящей программы является социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина.

Задачами настоящей программы являются: обучать навыкам конструктивного поведения в нестандартных ситуациях, элементам релаксации, уверенного поведения и самообладания; способствовать повышению психологической культуры и культуры трудовой деятельности учащихся; способствовать приобретению учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и повседневной жизни; и других знаний), понимания социальной реальности развивать социально-психологическую компетентность учащихся, адекватное эмоциональное реагирование, волевое поведение; способствовать формированию мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся; содействовать организации своевременной комплексной личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся; содействовать формированию инициативности, активной позиции, социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности; воспитывать культуру самопознания и саморегуляции личности, направленную на формирование у учащихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии; способствовать профилактике асоциальных явлений, пропаганде здорового образа жизни; содействовать охране и укреплению физического и психологического здоровья учащихся, безопасной жизнедеятельности; создать условия для воспитания гражданственности и патриотизма у учащихся.

4

         Организационные условия реализации программы: программа оздоровительного лагеря социально-педагогического профиля  «Дружные ребята» рассчитана для воспитанников  6-10 лет на одну смену.

         Занятия проводятся ежедневно педагогом-психологом и педагогом социальным.

         Количество часов за смену:  7  часов.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

1.

Игра на знакомство «Снежный ком".

0,5ч

2.

Час общения  «Культура здоровья».

0,5ч

3.

Профилактическая беседа «Умей сказать: «Нет!».

0,5ч

4.

Оформление рисунков «Вредные привычки».

0,5ч

5.

Просмотр видеороликов на тему ЗОЖ.

0,5ч

6.

Информационный час «Психологическая культура».

0,5ч

7.

Тренинговое занятие «Барьеры общения».

0,5ч

8.

Игры-упражнения «Кто я?».

0,5ч

9.

Упражнение «Семейный фотоальбом».

0,5ч

10.

Круглый стол «История развития психологии» (чтение сказок, мифов о психологии).

0,5ч

11.

Тренинговое занятие «Семейные ценности».

0,5ч

12.

Диагностика «Выявление самооценки».

0,5ч

13.

Профориентационная игра «Все работы хороши, выбирай на вкус».

0,5ч

14.

Анкетирование.

0,5ч

Итого

5

Содержание программы

1. Игра на знакомство «Снежный ком"

Это старая простая игра на первичное знакомство участников. Проводить интереснее всего в коллективе, где никто не знаком друг с другом.

     Участники образуют круг. Необходимо выбрать первого игрока (ему будет проще всего). Цель игры — запомнить имена всех игроков.

Практическое занятие

     Первый игрок называет своё имя. Следующий игрок (по часовой стрелке) называет имя предыдущего игрока, а затем — своё. Третий игрок называет имена двух предыдущих и своё имя, и так далее. Последний игрок в кругу называет имена всех участников.

                                           2. Культура здоровья

         Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия «болезнь» и «здоровье». Здоровье и укрепляющие его факторы. Критерии здоровья человека. Факторы, разрушающие здоровье. Влияние здорового образа жизни на природу человека и окружающую среду.

Практические занятия. Беседа «От чего зависит здоровье?». Просмотр и обсуждение обучающих видеофильмов по здоровому образу жизни. Просмотр и обсуждение социальных роликов. Выставка рисунков «Вредные привычки». Профилактическая беседа «Умей сказать: «Нет!» по формированию умения противостоять давлению со стороны сверстников.

                               3. Психологическая культура

Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Понятие «житейская психология». Научная психология. Взаимодействие научной и житейской психологии.

Практические занятия. Круглый стол «История развития психологии». Чтение сказок, мифов о психологии.

                                     4. Общение и взаимоотношения

Коммуникативная культура Определение понятия «общение». Структура и средства общения. Общение как основа межличностных отношений. Индивидуальный стиль общения. Способы воздействия в процессе общения. Понятие «коммуникативная культура» и его характеристики.

Практические занятия. Тренинговые занятия «Мастерство эффективного общения», «Барьеры общения». Игры и упражнения по формированию культуры речи.

5. Сущность и природа человека.

         Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид (телесное существование человека). Классификация природных свойств: возрастно-половые,

                                                                 

6

индивидуально-типические. Определение и содержание понятия «личность». Уровни иерархии человеческой организации: «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Структура личности: способности, темперамент, характер.

Практические занятия. Игры-упражнения: «Кто я?», «Я-высказывания». Диагностика учащихся на определение свойств и типа темперамента. 

                                                    6. Мир семьи

Культура семейных отношений Культурно-историческая природа брака и семьи. Тенденции развития современной семьи. Функции современной семьи. Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. Семья как целостная система. Психологические закономерности выбора брачного партнера. Психология родительства. Детско-родительские отношения в семье. Семьи группы риска.

Практические занятия. Эссе «Я люблю свою семью». Упражнение «Семейный фотоальбом». Разработка генеалогического дерева. Тренинговое занятие «Семейные ценности». Коллаж «Моя семья».

7. Общее представление о самопознании и его значение в жизни человека.

Саморегуляция и самосовершенствование как элементы самопознания. Общая характеристика самопознания как процесса. Цели и мотивы самопознания. Сферы и области самопознания. Способы, средства, механизмы и барьеры самопознания.

Практические занятия. Обсуждение способов выхода из неприятных эмоциональных ситуаций. Релаксационные упражнения по снятию напряжения: мышечная релаксация, аутогенная тренировка. Диагностика самооценки, стрессоустойчивости учащихся.

8. Психические процессы (культура познания, эмоций и чувств)

Общее представление о познании. Определение и содержание понятий «субъект познания», «объект познания». Ступени познавательной деятельности: чувственное познание, рациональное познание. Виды эмоциональных переживаний и их характеристика. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные виды эмоций и чувств. Настроение как эмоциональное состояние. Основные характеристики настроений.

Практические занятия. Просмотр и обсуждение изображений эмоций. Проигрывание ситуаций из реальной жизни учащихся. Рисование эмоций. Социальные игры Гюнтера Хорна. Диагностика учащихся по определению уровня эмоционального напряжения, самочувствия, активности и настроения. Упражнения на демонстрацию различных эмоциональных состояний.

                                  9. Поведение в трудных ситуациях

 Способы преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях: стресс, фрустрация, кризис, переживание, эмоциональное напряжение. Представление о жизненной стойкости.

7

Практические занятия. Эвристическая беседа «Способы развития и поддержания сотрудничества». Диагностика изучения причин конфликтов, поведения учащихся в конфликтных ситуациях.

                                           10. Культура самоопределения.

Смысл жизни и выбор жизненного пути Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Межличностное взаимодействие. Развитие умений по принятию решений. Эмоциональное отношение к выбору профессии. Роль жизненных ценностей при выборе профессии. Планирование профессионального пути.

Практические занятия. Профориентационные игры. Диагностика определения профессиональных склонностей и интересов учащихся. Проведение профориентационных проб.

11. Итоговое занятие

Подведение итогов работы (оформление «Книги отзывов»).

                           

8

Ожидаемые результаты освоения программы

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены практических умений и навыков по безопасности жизнедеятельности.
  •  Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.
  • удовлетворение от совместной творческой деятельности;
  • раскрытие творческого потенциала ребёнка;
  • формирование лидерских качеств;
  • положительное отношение к общечеловеческим ценностям, осознание ценности здорового образа жизни;
  • попытка самостоятельно разрешать проблемы детской жизни.

          

9

Литература и информационный ресурс для педагога

1.      Кодекс Республики Беларусь об образовании : по состоянию на      1 сент. 2022 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2012. – 512 с.

2.«О типовых программах дополнительного образования детей и молодёжи» [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 20.10.2023, №325 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441011p. – Дата доступа: 16.02.2024.

3.«Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27.12.2017, №164 // Академия образования. – Режим доступа: https://akademy.by/files/documents/MD-MSOP/Matematika/Perechen_docum.pdf. – Дата доступа: 26.02.2024.

4.«Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися» [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 03.08.2022, № 227 // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: https://adu.by/images/2022/09/post-MO-RB-227-2022.pdf. – Дата доступа: 26.02.2024.

5.Образцы оформления библиографического описания в списке источников, приводимых в диссертации и автореферате [Электронный ресурс] : приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, 25.06.2014, № 159 (в ред. приказа Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 08.09.2016 № 206) // Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь. – Режим доступа: https://vak.gov.by/bibliographicDescription. – Дата доступа: 23.02.2024.

6.Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 25.07.2011, № 149 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 318) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238827&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 22.02.2024.

10

  1. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07.08.2019, № 525 (в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 № 29, от 31.08.2022 № 570, от 15.11.2022 № 780) // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy. – Дата доступа: 22.02.2024.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.